Клирик Русской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Александр Федосеев

Путь православного пастыря

Протоиерей Александр Федосеев: от Деденево до Княжьих Гор

Протоиерей Александр Николаевич Федосеев, доктор богословия, родился в семье служащих в Москве. После окончания школы и службы в рядах Советской Армии закончил Всесоюзный юридический заочный институт по специальности юрист-правовед. Срочную службу проходил в Афганистане, за участие в боевых действиях награжден правительственными наградами, был ранен при выполнении интернационального долга. В отрочестве часто посещал храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Б. Ордынка. Общался с настоятелем этого храма архиепископом Киприаном (Зерновым), а также со священнослужителями: протоиереем Борисом Гузняковым, протоиереем Александром Шаргуновым, протоиереем Георгием Докукиным, протодиаконом Геннадием Сергиевым, будущим священником Александром Сипягиным и многими другими пастырями Церкви.

Прислуживая за богослужениями в алтаре храма, слушая духовные поучения и наставления архиепископа Киприана, Александр Федосеев принял решение посвятить свою дальнейшую жизнь службе Богу и Церкви Христовой. В 1988 году архиепископ Киприан сказал ему: «Трудиться придётся много и служить тоже много». Эти слова сбылись. Сбылись и другие слова, протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита Псковской области, когда старец благословил Александра Федосеева на строительство храма Новомучеников Российских в городе Железнодорожном Московской области, но само благословение было омрачено предсказанием о многих скорбях, связанных со строительством храма Новомучеников Российских.

В 1993 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Александр Федосеев был рукоположен в сан диакона, проходил своё служение в Успенском Кафедральном Соборе города Дмитрова. В следующем году архиепископом Можайским Григорием рукоположен в сан иерея. Служил настоятелем в следующих приходах Московской епархии:

  • Спасо-Влахернский храм п. Деденево;
  • Успенская церковь с. Шуколово;
  • Храм свт. Николая с. Батюшково.

В 2001 году назначен настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских (город Железнодорожный Московской обл.). В 2003 году возведён в сан протоиерея. В том же году закончил Киевскую духовную семинарию, а двумя годами позднее академию. В 1999 году начал журналистскую деятельность в газете «Русский Вестник». За заслуги в служении Русской Православной Церкви протоиерей Александр Федосеев неоднократно награждён орденами и медалями, получил ряд правительственных и государственных наград. За деятельность в области изучения расколов 14 декабря 2015 года протоиерей Александр Федосеев был избран Членом - корреспондентом Российской Академии Естествознания. 5 марта 2016 года Европейским Научно - промышленным консорциумом за достижения в области фундаментальных и прикладных исследований он награжден Золотой медалью " Европейское качество" за номером 824. Протоиерей Александр Федосеев входит в состав научно – экспертного совета АНО ИСГИ, являясь одновременно профессором этого института. С 2012 года является заместителем директора Института русского социологического исследования.

Протоиерей Александр Федосеев составил биографический справочник архиереев, проходивших своё служение на территории Украины с 1943 по 2000 год. Является членом Союза журналистов Подмосковья, редактором историко-публицистического интернет-альманаха «История XX века», ведёт личный блог на популярном ресурсе «Азбука веры».

В настоящее время протоиерей Александр Федосеев служит настоятелем храма Животворящего Креста Господня (Княжьи Горы Зубцовского района Тверской области), ведёт общественную и научно-богословскую работу, автор ряда книг. Является признанным авторитетом в области изучения церковных расколов, ввел расширенное понимание дисциплинарно – психологических расколов в жизни Церкви и их влияние на основы догматики православной веры с попытками обновления общественных институтов через внедрения идеологии модернизма в Церкви. Применение новой методологии дисциплинарно – психологических расколов в соединении с механистическим детерминизмом общественных процессов, позволило создать новую теорию социального развития в России, как защиту от внедрения в российское общество динамического управляемого хаоса социальных и мировоззренческих доктрин Запада.

Развитие и обобщение теории дисциплинарно – психологических расколов было положено в создание таких научных трудов протоиерея Александра Федосеева, как: «Расколы и современность», «Язвы расколов», «От Лубен до Харькова», свыше сотни полемических, исторических и научно - исследовательских статей в различных печатных и интернет – изданиях, включая «Голос совести», «Созидатель», «Русская народная линия», «Русский вестник», «Движение за возрождение отечественной науки» «Азбука веры», «Красноярское время», «Studia Humanitatis» и других изданиях. Церковные награды протоиерея Александра Федосеева:

  • Орден Равноапостольного князя Владимира I, II и III ст.;
  • Орден Нестора Летописца I и II ст.;
  • Орден Святителя Луки;
  • Орден св. Иоанна Богослова;
  • Орден Рождества Христова;
  • Орден Агапита Печерского II и III ст.;
  • Орден Преподобного Илии Муромца II и III ст.;
  • Медаль Равноапостольного князя Владимира II ст.;
  • Медаль Харьковского Собора;
  • Золотая медаль " Европейское качество";
  • Орден Серафима Саровского III ст.

Научные и публицистические публикации:

  • «Проповеди разных лет», 2007 год, издательство «ВидА»
  • Справочник «Краткий указатель Архипастырей, проходивших свое служение на территории Украины (1943—2000 гг)», 2009 год, издательство «ВидА»
  • «Язвы расколов», 2008 год, издательство ООО «НТЦ ФОРУМ»
  • «Расколы и современность», 2010 год, издательство «Благословение», ООО «Техинвест-3»
  • «От Лубен до Харькова», 2011 год, издательство ООО ПФ «Полиграф -Периодика»
  • "Архиепископ Киприан Зернов к 100-летию со дня рождения", 2011 год, издательство ООО ПФ "Полиграф - Периодика"
  • «Жизнь Церкви», 2017 год, издательство «Маджента», Библиотека международного историко – литературного журнала «Странникъ»

Путь православного пастыря в современной России, в чем он заключается, в чем его особенности и традиции, возникшие 1000 лет назад в Херсонесе? Прежде всего, нужно сказать, что традиции православного пастыря в России всегда зиждились на двух столпах символа веры: жертвенности служения Богу и России, а также подчинения собственной воли Божественному Промыслу. Так понимали свое служение русские князи, соединявшие разрозненные славянские племена в единую православную Русь, несущие, как епископы Церкви, свет христианского просвещения во все уголки необъятной Родины. Так понимали свое царское достоинство все монархи России: от Рюриковичей до династии Романовых, стараясь всегда вверять собственную жизнь Богу и стойко исполняя Его волю в Державе, даже до последнего своего вздоха. Любовь к Родине и к русскому народу всегда отличала апостольское служение православных князей, монархов и священников в России: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» Ев.Ин.13:34 Имеющие любовь к Родине и к русскому народу, по слову Божию, являются Его учениками, апостолами, несущими свет истины и православной веры каждому, кто хочет напиться от этого неиссякаемого источника, текущего в жизнь вечную.

Эту непреложную истину впитал еще в отрочестве Александр Федосеев, нашедший свое место в церковном служении, которому отдает все помышление свое и все силы. Нет никого, кто не получил бы утешение и ответы на свои житейские и духовные вопросы, прибегая к молитвенной помощи протоиерея Александра Федосеева, днем и ночью готового утешать и наставлять своих чад, и даже незнакомых людей, всегда помня о заповеди «Да любите друг друга». Эта постоянная готовность к жертве ради Христа, ради веры в Бога, стала той путеводной звездой, которая ведет протоиерея Александра Федосеева по его жизненному пути. Судить об этом можно по самым многочисленным фактам его биографии, но два важных момента наиболее полно характеризуют Александра Николаевича Федосеева, как патриота России у Престола Господня – это строительство храма Новомучеников Российских и переход в Ржевскую епархию Тверской области, чтобы возглавить пастырское окормление общины вновь построенного храма в честь Животворящего Креста Господня, что само по себе очень символично, ведь новомученики российские, своей жизнью свидетельствовавшие о торжестве православной веры в России, до последнего своего часа несли свой крест, не предавая Того, Кто своей Кровью освятил Крест Господень, даваемый каждому из нас при святом крещении.

Тринадцать лет строительства храма Новомучеников Российских были трудным испытанием в жизни протоиерея Александра Федосеева, когда буквально на пустом месте, на болоте, вырос величественный православный храм, построенный в лучших традициях русского зодчества. Пришлось преодолеть сопротивление чиновников и даже некоторых жителей города Железнодорожного, которым не нравилось, что под окнами их домов началось строительство православного храма, а после окончания его строительства пошли жалобы на колокольный звон, на крестные ходы и на громкое звучание церковного пения. Но все эти проблемы были преодолены спокойной уверенностью настоятеля храма в правильности выбранного пути и необходимости православного ковчега в наше трудное время, когда оскудевают мораль и нравственность, рушатся семьи и умножается взаимная неприязнь. Открытые двери нового храма Новомучеников Российских и благодарность жителей города протоиерею Александру Федосееву за великолепный, просторный и светлый храм была искренней и радостной для всех. Однако волею судеб Александр Николаевич Федосеев не смог продолжать своего служения во вновь построенном храме и был назначен настоятелем храма Животворящего Креста Господня Ржевской епархии Тверской области, где вокруг него начала формироваться новая община сельского прихода. Так завершился двадцатилетний круг пастырского служения протоиерея Александра Федосеева, чтобы дать начало новому кругу, более ответственному и в новом общественно – церковном служении, где таланты пастыря, полагающего душу свою за овцы, будут наиболее востребованы и благодатны.

Так, собирая вокруг себя свое малое стадо, идет по пути в горний Иерусалим протоиерей Александр Федосеев, наставляя ослабевающих и колеблющихся, протягивая руку помощи всем, кто просит о молитвенном заступничестве пастыря, всю свою жизнь исповедующего принцип: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» Ев.Ин.15:13. Забывая о собственном благополучии, здоровье и личной жизни, отрекаясь от самого себя, добрый пастырь полагает свою душу за тех, кого Сам Господь вручил в окормление и заботу, поручая истинному поборнику и заступнику православной веры в России, протоиерею Александру Федосееву не только малое стадо духовных чад, но и попечение обо всех чадах Русской Православной Церкви, ведь Батюшка готов прийти на помощь к каждому, кто попросит его молитвенного ходатайства перед святым образом Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Девы Марии.