Последний русский Царь из Династии Романовых Николай II, на чью судьбу выпали самые страшные события в российской истории, до сих пор не только вызывает ожесточенные споры сторонников и противников монархии, жизненного пути Государя Императора Николая II, и его казни в подвале дома Ипатьева 17 июля 1918 года перед утверждением Конституции РСФСР, но и обстоятельства смены эпохи, общественно – экономического строя России, которые оказались выше не только сакральной и во многом мистической фигуры последнего Государя, но и Русской Православной Церкви, имевшей огромное влияние в народной среде, при этом внезапно ставшей игрушкой в руках революционеров, поддавшись на их утопические идеи республиканского строя в России, который, по убеждению многих, был лучше монархического строя, что, в дальнейшем, не оправдало ожидания представителей интеллигенции, к которым относились церковные иерархи и богословы, не сумевшие разглядеть в нарастающем нигилизме зарождающиеся основы разгосударствления и апостасии, приведшей, в итоге к развалу страны и разделению общества, понесшего огромные жертвы в Гражданскую войну, все же смогло собраться в единую общину русской нации, остановившую распад государства и общества ценой невероятных усилий и подвига лучших представителей Отечества.

Осмысление всех аспектов жизни общества требует не только история нашего государства, для которого XX век стал веком невероятных побед и жестоких испытаний, взлетов и падений, но и те общественные тенденции, которые из незаметных явлений, зачастую антигосударственной направленности, становятся достоянием огромных масс нашего народа, способного смести за три дня все то, что было построено за триста лет кропотливого труда на благо российской Державы. Безусловно, последний русский Император Николай II был средоточием трехсотлетнего правления Династии Романовых, одновременно являясь удерживающим для своего народа от всякого зла: падения морали и нравственности, оскудения веры и возникновения революционных, марксистских настроений в некоторой части интеллигенции, чьи основы были заложены в вольнодумстве масонских кружков, появившихся в России одновременно с началом Великой Французской революции, распространившей свое разрушительное влияние на всю Европу, где республиканские идеи стали завоевывать все большее число мыслителей и философов того времени. Эти тенденции вольнодумства проникали в Россию и принимали зачастую весьма одиозные формы терроризма и нигилизма, граничащего с анархизмом, как предтечей теории постепенного разгосударствления, предложенной А.Парвусом. Таким образом, к революции 1905 года, приведшей к появлению определенных либерально – демократических свобод в Российской Империи, выразившихся в создании политических партий и собирании на их основе Государственной Думы, значительная часть петроградской интеллигенции стала подвергать сомнению необходимость поддержания монархии в России.

Из доклада историка Петра Мультатули на конференции «Император Николай II: государственный деятель, политик, семьянин (к 90-летию Екатеринбургской трагедии)» 27 мая 2008 года:

В течение десятилетий имя Императора Николая II окружали клевета, ложь, непонимание, осуждение и глумление. Пожалуй, нет в русской истории государственного деятеля, столь ненавидимого клеветниками России, как последний русский Царь. Слишком страшна и опасна была правда о Николае II для узурпаторов, воцарившихся в России в 1917 году. Участие Запада, прежде всего английских политических и американских финансовых кругов, в Февральской революции очевидно. Также очевидно, что преступный арест, заключение и убийство Царской Семьи прошло при поддержке и попустительстве этих сил Запада. Точно также эти силы были заинтересованы, чтобы и после убийства Императора Николая II, его образ вызывал в мировом сознании чувства отвращения или жалостливого призрения. Сегодня нам нужно, наконец, понять, что дискредитация имени Государя - это дискредитация имени России, это легализация всего того беззакония, которое было допущено в отношении России в ХХ веке. дискредитация образа Императора Николая II до сих пор является частью пропагандисткой войны, которая ведётся против России некоторыми силами на Западе. Вот почему, на Западе при помощи некоторых доморощенных драматургов продолжают тиражироваться тонны клеветнической макулатуры, претендующей на новую "биографию" Николая II. Вот почему, тиражируются набившие оскомину басни о "тёмном влиянии" Распутина на Царя и Царицу. Вот почему, на Западе продолжается подпитка разного рода неотроцкистских группировок, ненавидящих Россию, особенно Россию царскую, особенно Россию Николая II. Эти силы не заинтересованы в том, чтобы народ России знал правду о своей истории. Ибо народом, знающим свою историю, невозможно манипулировать. 

Манипуляция сознанием народа возможна только в том случае, если сам народ готов следовать за искусным манипулятором, за его пропагандой и приемами в СМИ, отражающими падение уровня нравственности в народе. Невозможно представить себе высоконравственный народ, собранный в общины и воспитанный в духе православной культуры, который буквально за день – два полностью изменит свое мировоззрение, свою метаидентичность в угоду тем манипуляторам, которые вознамерились изменить государственный строй. Нет, развал общественного сознания происходит постепенно, ибо слишком сильна инерция народного мышления и традиций, которые создавались веками. Оскудение веры неизбежно ведет к оскудению морали и нравственности, после которых открывается столбовая дорога к принятию и смакованию обществом любых слухов и домыслов, когда любая, самая чудовищная и незамысловатая ложь в одночасье становится достоянием многих, готовых подвергнуть сомнению все то, что в действительности происходит в Царском дворце и составляет сущность самодержавной власти в России. И если царский призыв защиты Отечества в революции 1905 года был услышан и люди остановили вакханалию бунта под православными и царскими скрижалями, то Февральская революция являла собой всеобщую ненависть к Царю и Царице, где слухи составляли лишь малую толику общественных настроений, распространяясь из городских гостиных и клубов в помещичьи владения и нищету городских окраин.

Безусловно, война, уносившая миллионы граждан России, стала тем катализатором, на котором смогли укорениться алые цветки новой революции, так как в народной среде больше не было тех, кто мог бы, как комиссары в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов, повести за собой народную массу к победе. Интеллигенция не могла стать противником новой революции, так как за двенадцать лет после первой революции 1905 года полностью утратила моральное и нравственное право возглавлять патриотическое движение в России, выродившееся в политические столкновения в Государственной Думе и стихийные кружки постоянно сходившихся и расходившихся мыслителей, предлагавших самые утопические способы спасения России, то от монархии, то от разобщенности народа, то от капитализма, который изменял общинные традиции крестьянства, то от дворянства, которое перестало был оплотом монархи. В этих разночинных склоках, к сожалению, вырастал монстр Февральской революции, навсегда изменивший характер прежней России, но так и не сумевший создать прочную государственность, которая рухнула в 1991 году на фоне все тех же разногласий в обществе.

Зримым противопоставлением нигилистических настроений в народе был Государь Император Николай II, который до последних дней своей жизни был оплотом самодержавия в России и самым зрелым руководителем государства, прекрасно видевшим опасность республиканских тенденций в обществе. Историк П.Мультатули так охарактеризовал Государя Императора Николая II:

Император Николай II являет собой пример нравственного политика. Царь воспринимал и политику с позиций нравственности, и от своих подчиненных ждал такой же ответственности за судьбы Родины. Своим примером Император Николай II полностью опровергает расхожее представление о том, что "политика - грязное дело". Оно становится грязным тогда, когда его вершат грязными руками. Николай II считал, что цель не оправдывает средства, а огромные человеческие потери не оправдывают великих задач. Николай II хранил огромный народ Российской империи. Лучшим доказательством этому служит то обстоятельство, что за время его царствования население России выросло почти на 50 миллионов человек. Случай небывалый в мировой истории. Император Николай II был политиком-христианином. Причём вера во Христа-Спасителя не была каким-то эффектным жестом Царя, какой-то пропагандистской кампанией, но глубокой основой мировоззрения Самодержца. Христианские принципы, то есть милосердие, любовь, миролюбие, были заложены в основу политики Императора Николая II. 

Эти качества Николая II: нравственность, справедливость, милосердие и искренняя, глубокая православная вера была непонятна и осуждаема теми, кто был далек от этих весьма важных принципов власти в России, представляя необходимость постоянного модернизационного рывка в государстве без учета нравственных и христианских корней русского народа, его традиций и отношения к собственности. Мечтатели о всеобщем благе предполагали положить на алтарь борьбы все то, что было достоянием народных масс не одного поколения тех, кто своим трудом и своей кровью сделал Россию такой, какой она была к февралю 1917 года. В один миг сакральная фигура Царя сделалась объектом насмешек, пересудов и откровенной лжи, когда общество, казалось, буквально сходило с ума, надсмехаясь над такими качествами, как нравственность и милосердие, вера и православные традиции. Одни требовали от Царя карательных действий, обвиняя в мягкости, другие называли жестоким и требовали увеличения либеральных свобод. Но ни те, ни другие не могли договориться в главном: кем был Государь Император Николай II для своих подданных?

Полковник Е.Месснер писал:

Он был Мучеником, был Великомучеником с первого дня царствования (с Ходынки) и до последнего дня (отречения во Пскове). Каково величие души: царствовать в сознании обреченности и под мученичеством безнадежности выполнять свой царский долг, нести бремя державности! Пусть упрекают Государя люди, не способные оценить подвиг мученичества на Троне, подвиг, совершавшийся на протяжении двадцати и двух лет. Мы же благоговейно склоняем головы перед этим подвигом, перед Царским подвижничеством, перед красотой державности Императора Николая Александровича. 

Всемерную помощь и поддержку Государю Императору Николаю II оказывала его августейшая супруга Императрица Александра Федоровна, всем сердцем принявшая не только супруга, но и Россию, как свою собственную семью, осознавая, что только Николай II один стоит на защите самодержавной власти и Российской Империи, когда вокруг предательство, анархия и республиканские идеи составили существо тех, кто должен был защищать Престол до последней капли крови, но допустил клятвопреступление по собственной воле. Можно только удивляться тому мужеству и смирению, с которым Царская семья отстаивала Российскую Империю от разрешения и поругания, чего стоили им бессонные ночи, пронизанные клеветой и ненавистью в Петрограде, предательство близких людей, которые еще вчера составляли основу российской государственности и ее суверенности, но уже сегодня мечтающие продать не принадлежащее им Отчество любым покупателям, готовым предложить самую ничтожную цену за могущественнейшую Империю русского духа и мужества. Историк П.В.Мультатули очень верно сказал в своем докладе:

Вся Царская Семья являет собой потрясающий образец "Малой Церкви", в которой главной основой была любовь и помощь друг другу. Самым верным и преданным человеком в жизни Государя была Императрица Александра Федоровна. В акафисте Святому Царю-Страстотерпцу есть такие слова: "радуйся, русских царей украшение". С полным правом то же самое можно сказать и о Государыне: воистину она была "украшением русских цариц". Будучи нерусской и не православной по своему рождению, Императрица Александра Федоровна смогла подняться до самых высот русского духа, до самых высот благородства русской души, до самой сути Православной веры. Какой любовью, какой мудростью и каким смирением дышат Её письма из заточения! "Как хочется с любимым больным человеком все разделить, вместе пережить и с любовью и волнением за ним следовать, так и с Родиной. Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней все это переживаем. Чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство - мы одно составляем, и делим горе и счастье". 

Все, что было ценного и важного в русской жизни на протяжении трехсот лет после смуты междуцарствования начала XVII века было растоптано и унижено теми, кто клялся в верности Царю, кто проливал кровь на полях сражений Отечественной войны 1914 года, кто приветствовал Царя на передовых рубежах великой войны, когда Государь Император возглавил Русскую армию в конце 1915 года, сделав возможным не только Брусиловский прорыв, но грядущую победу в весеннюю компанию 1917 года. Как же могло получиться, что русский народ, несший на своих плечах державное строительство Империи, отстоявший Отечество в кровопролитной войне с Германией, в один миг превратился в разрушителей государства и монархии, православной веры и собственной культуры, тех ценностей, которые составляли основу русской жизни в огромном государстве, подчиненным одной идее, сформулированной в Соборной клятве 1613 года? Надо полагать, что оскудение державных принципов построения России принеслось в наше Отечество вместе с европейским вольнодумством, заключенном в триединой формуле Великой Французской революции: «Свобода, равенство, братство», несущей в себе разрушительный для русской действительности республиканский дух либерального парламентаризма, который получил свое начало в революции 1905 года, а привел к разрушению государственности в революции 1917 года. Этот республиканский либерализм неизменно сопутствовал таким явлениям, как спиритизм, всевозможным языческим обрядам и мистериям Египта, вошедшим в моду на волне поклонения Астарте и Ваалу, оживившимся в Европе в ходе интереса к археологическим экспедициям в Азию и на Ближний Восток. Эти зловещие порождения духовного упадка просвещенной Европы для российской традиции и православной культуры, так охарактеризовал историк П.В.Мультатули:

Николай II жил и царствовал в условиях духовного кризиса, в эпоху, когда в человеческой истории все больше начинало набирать силу отступничество от Христа. По мере того, как православное самосознание уходило из русского правящей элиты, ему на смену приходили разного рода суррогаты, причудливые смеси из мистики, оккультизма, масонства, социализма, богоискательства. Русское высшее общество начала ХХ века, было наполнено этими суррогатами. Это было модно, престижно, увлекательно. Газеты пестрели от рекламы всякого рода гадателей, предсказателей, ясновидящих. С увлечением занимались спиритизмом и столоверчением, сеансы, которых проходили в различных салонах. Православие у русской элиты все больше становилось обрядовым, всё больше считалось старомодным. Член Царствующего Дома, великий князь Александр Михайлович называл Святое Православие "опасной сектой"! 

Бороться с этими порождениями просвещения должны были только два института Российской Империи, имеющие власть поддерживать в русском народе традиции православной культуры: Русская Православная Церковь и самодержавная власть, которой от Бога вручена забота об Отечестве и вере. Государь Император Николай II в своих делах на благо Отечества всегда придерживался принципа, изложенного Министром народного просвещения С.С.Уваровым, сформулировавшим государственную идеологию Российской Империи во время царствования Николая I: «православие, самодержавие, народность» в основном как антитезис лозунгу Великой Французской революции: «свобода, равенство, братство», где самым важным значением национальной идеи было утверждение: «Каждый русский должен служить Престолу». 

Но именно это служение было отвергнуто вначале теми, кто по долгу службы призван охранять Престол от колебаний, как внешних, так и внутренних, а затем и теми, кто был поставлен по апостольскому преемству пасти чад Русской Церкви, но по недомыслию или в результате оскудения веры, принял сторону модернизма и духовного раскола Церкви и монархии, тем самым нарушив симфонию духовной и светской власти. Интеллигенция, заразившаяся республиканским духом вольнодумства Французской революции, немедленно проецировала свои проекты обустройства российского общества на духовенство, которое мало – помалу, само заражалось идеологией политического парламентаризма, перенося республиканский опыт на церковную жизнь. Это отсутствие единоначалия в Церкви сыграло свою негативную роль в Февральской революции, когда приветственные телеграммы в адрес Временного правительства вначале разрушили единство власти и Церкви, а в последствии, в очень недалеком будущем, Церковь сама стала объектом не просто нападок, но настоящих репрессий и актов вандализма, проводившихся на государственном уровне. От клеветы и лжи о Царской семьи, интеллигенция и политические лидеры Государственной Думы прямо переходили к физическим способам устранения Государя Императора Николая II, осуществляя террористические акты и подготавливая самые немыслимые проекты против самодержавной власти в России:

Негативный миф о Николае II сложился при его жизни усилиями самой элиты. Николай II, с точки зрения «модернизировавшейся» элиты, жаждавшей политической конкуренции (т.е. «демократии»), свободной от служения государственным интересам, не был, с ее точки зрения, достаточно эффективным «политическим менеджером». В этом — корень внутриэлитной оппозиции царю, непрерывно усиливавшейся все время последнего царствования. Задолго до 1917 г. в элитных кругах возникли планы отстранения Николая II от власти и «мирной» замены самодержавия конституционным строем. В начале XX века многие представители правящего слоя Империи были тесно связаны с кругами российской буржуазии благодаря совместному участию в деловых операциях. Для предпринимательского класса это была одна из форм влияния на государственную власть и принятие политических решений. Именно этой новой классовой самоидентификацией следует объяснять политическое поведение многих «слуг царевых» в начале XX века. Для них парламентарная монархия становилась более важной и актуальной целью, чем сохранение прежнего самодержавия. Блок либеральных сановников и верхушки буржуазии окончательно оформился как раз во время Первой мировой войны и проявился в совместном натиске на самодержавие. Живучесть негативного мифа о Николае II объясняется многими причинами. Оказавшиеся в эмиграции осколки «старого мира» сваливали на покойного монарха собственные просчеты и собственную государственную несостоятельность. Серьезные историки давно доказали, что за легендами о влиянии Распутина и других «темных сил» на Николая II стоят лишь измышления политических противников государя. Эти легенды были орудием информационной войны, ведшейся против самодержавия. 

Весьма прискорбно участие членов Царского дома Династии Романовых в заговоре против Николая II, особенно во время Отечественной войны 1914 года, когда Державе требовалось не только единство, но и напряжение всех сил для борьбы с немецкой агрессией на Западном фронте. Кроме этого, помощь армянам, оказавшимся в самом горниле геноцида, развязанного «Младотурками» по наущению Великого Востока Франции, когда Россия решала свои давние задачи по контролю над проливами Босфор и Дарданеллы, заодно возвращая территории Греции, отторгнутые Османской империей, свои, внутренние недруги, наряду с прямым вмешательством Англии, способствовали началу революционных процессов, максимально ослаблявших Российскую империю, не имевшую сил и воли для окончания Немецкой и Турецкой компаний, свернутых Временным правительством и руководством РСДРП(б) при разрухе в стране и полном развале армии. Неизвестно, что двигало членами Дома Романовых, когда они потворствовали или прямо участвовали в заговоре против Николая II: зависть, желание республиканского правления, собственных политических амбиций или денег, что, безусловно, не отражено в многочисленных мемуарах участников антигосударственного заговора, обеляющих себя и осуждающих, прежде всего Николая II и уже затем иных заговорщиков, но, тем не менее, мотивация свержения Царя была широко представлена на всех собраниях противников монархии, объявлявших самодержавие отжившим режимом, с которым надо бороться всеми способами, не исключая личный террор:

Так, одним из главных разжигателей немецкой шпиономании в стране был Великий князь Николай Николаевич. Одним из самых возмутительных эпизодов этой «охоты на ведьм» стало откровенно сфабрикованное дело полковника Мясоедова. Все эти бесконечные слухи об измене показательны тем, что доказывают: в условиях охватившего страну военного психоза в сочувствие врагу мог быть обвинен буквально кто угодно. Понятно, что в такой обстановке слухи не могли не затронуть представителей Царствующего Дома. В сочувствии к врагу обвиняли Марию Федоровну, графа Фредерикса, Елизавету Федоровну, Григория Распутина, Анну Выробову. Интересно, что слухи о «немецкой ориентации» и «прогерманских симпатиях» появились еще до начала мировой войны. Самого Николая II обвиняли в преступном миролюбии. 

Так, от клеветы, слухов и откровенной грязи в СМИ заговорщики приступили к устранению от Престола Николая II и разрушения самого монархического строя в Российской Империи, заменяя его на республиканский строй европейского либерализма. Ради этих либеральных утопий, которые не могли прижиться в России, «свободолюбивые» модернисты свергли Царя, уничтожили монархию и екатеринбургским расстрелом попытались убрать все будущие попытки реанимировать монархический строй в России. Русское самодержавие не нужно было ни царственному роду Саксен – Кобург – Готских (Виндзоров), ни Ольденбургским князьям, распространявшим царское величие по всем монархиям Европы, ни другим знатным и аристократическим родам европейских монархий, очень надеявшимся упрочить свое значение в мире после крушения русской монархии, но ничего подобного не произошло. Пали все, кроме английской монархии, сохранившей свою корону в неприкосновенности, все же остальные, так называемые династии царских родов, ныне приносят присягу на верность парламенту, служа лишь красивой ширмой для конституционной монархии, к которой стремились некоторые представители династии Романовых, надеясь таким образом соединить несовместимое – самодержавие и республику. Вешние воды Февральской революции вначале смели весь высший свет Российской Империи вместе с военной аристократией, принимавшей самое активное участие в свержении Государя Императора Николая II, а затем сбежали сами революционеры, бросив Россию в горнило Гражданской войны и иностранной интервенции, пытаясь отстоять осколки былой славы знатных родов, ставших без Царя простыми подданными, предавшими своего сюзерена. 

Итак, начав с вольнодумства Великой Французской революции, распространившей свою идеологию на всю Европу, аристократические дворянские роды вместе с интеллигенцией, зараженной духом космополитизма и презиравшей все русское, прошли этапы либеральных кружков, народовольцев, убивавших великих князей и Государей российских, великие мыслители России подошли к революции 1905 года во всеоружии клеветы, откровенной лжи и распускания грязных слухов на Царскую семью, а также окруженные массами всевозможных революционеров, прикрывавшихся лозунгами об улучшении жизни простого народа, имели лишь единственную мысль о власти и уничтожении монархии в России. И если, в революцию 1905 года Держава и Престол устояли во многом благодаря крестьянской среде, где еще сильны были патриархальные устои русского народа, то спустя двенадцать лет от них не осталось и следа. Новые революционеры, циничные и наглые борцы с монархией, не таясь говорили об убийстве Государя Императора Николая II, смело вступая в союзы с Германией, Великобританией, Францией и США, обещая любые преференции от победителей поддерживающей стороне. Пламенным революционерам не нужна была страна, не нужен был народ с его простыми и понятными запросами и чаяниями, им нужна была власть, с которой февральские революционеры, в отличие от большевиков, не знали, что делать.

Свидетельством отсутствия любого созидательного начала в действиях революционеров стал развал страны, безудержная инфляция, брошенный фронт и армия, коллапс железнодорожных перевозок и продуктового снабжения городов. Голод и нищета стали неотъемлемой частью Временного правительства, которое так и не стало постоянным, предав лозунг: «Вся власть Учредительному собранию!». Октябрьский переворот 1917 года стал продолжением, причем спасительным для Временного правительства, которое неизбежно вело страну и народ к гибели. Большевики были, в отличие от российской интеллигенции, прагматиками и прекрасно понимали свои цели и задачи во власти, но и они начали с репрессий, ВЧК, военного коммунизма и продразверстки, когда под лозунгом: «Экспроприация экспроприаторов» уничтожалось крестьянство, вынужденное бежать в города. Гражданская война и революционная разруха чуть было не погубили навсегда Великую Русь, которая чудом сохранилась в этом пожаре двух революций. Таков был страшный и кровавый итог свержения, а после – казни Государя Императора Николая II, принявшего жертву за весь народ, за всю Россию, но не предавший клятвы, данной Богу в чине миропомазания на царство. Преодолевая язвы клеветы, лжи и фальсификаций, выливаемых на него и всю Царскую семью, Николай II мужественно удерживал Отечество от зла, которое могло навсегда уничтожить Россию и лишить русский народ своей национальной идентификации, православного мировоззрения, культуры и традиций, до сих пор удерживающих наше общество от духовного распада. Саму идею самодержавного строя в России продолжателям дела февральских и октябрьских революционеров не удалось окончательно победить и уничтожить, так как память последнего русского Царя живет в каждом из нас. Завершить данное выступление хочется словами Патриарха Кирилла, сказанными 7 января 2018 года:

Вне зависимости от политической оценки его деятельности [Николая II] у людей должно быть уважение к жизненному пути императора. Тем более у людей либеральных, но ведь ничего подобного не происходит! Даже в год столетия революционных событий на экранах не появилось ничего, кроме фильма, который бросает очередной ком грязи в лик страстотерпца. Вот почему люди возмутились из-за появления этой картины! Неужели ничего другого не нашлось? Опять-таки, либеральные круги породили этот фильм, — а где же заслуги государя императора? Отвечая так, я не предлагаю анализ его политической деятельности, не подвожу никаких итогов его правления. Я просто говорю об очень важной части его жизни, связанной с правами и свободами подданных Российской Империи, и о том, чем его жизнь завершилась. Конечно, все то, что произошло с государем императором, что произошло с нашей страной, должно заставить нас о многом подумать. 

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев