Начинается Великий Пост – время переосмысления каждым православным христианином своей жизни, время духовного анализа стремления измениться к лучшему. Подобно человеческой природе, состоящей из трех частей: тела, души и духа, пост также трехсоставен и заключается в физическом воздержании, добрых делах и молитве. Во время поста мы воздерживаемся от пищи, ведем целомудренный образ жизни, стараемся помогать, а не обижать наших ближних и молимся либо в храме за общей молитвой, либо дома келейно.

В первые четыре дня Великого поста Святая Церковь дарит нам уникальную возможность приобщиться к глубоко осмысленной и очень действенной молитве – Великому Покаянному Канону святого Андрея Критского. Многие православные христиане разделяют мнение, что канон Андрея Критского – одно из величайших произведений церковной гимнографии, почти не имеющий равных в красоте, простоте и силе молитвы, заключенной в нем.

Ввиду довольно большого объема – около 250 тропарей – канон Андрея Критского разделяется на 4 части и читается с понедельника по четверг первой недели Великого поста в составе Великого Повечерия. Но еще раз канон полностью прочитывается в четверг пятой недели поста в день, известный как стояние Марии Египетской.

Что же мы слышим в эти святые дни поста за чтением Великого Канона? Святой Андрей Критский в своем творении описывает библейскую историю, начиная от Адамова изгнания. Но красной нитью в каноне проходит идея покаяния, очищения от грехов. «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» Такими словами мы начинаем чтение канона и в них заложен огромный смысл – как же мне, Господи, покаяться? Как убелить свою душу слезами покаяния?

Именно с этой целью Православная Церковь читает этот святой канон – он становиться начатком, первым ростком, даже первым семенем в деле покаяния. Великий пост не только напоминает нам о необходимости жить по Божиим Законам, но и готовит нас к величайшему христианскому празднику – дню Светлого Христова Воскресения. И с чего же начинать готовиться к встрече Христа Спасителя, как не с покаяния.

Почему нам так нужно покаяние? Почему именно покаянной молитвой Церковь начинает Великий пост? Еще Господь в Евангелии говорил, осуждая фарисеев, что они очищают только внешнее «стклянницы или блюда», а внутреннее оставляют грязным. Человек тоже является некоторым сосудом, вместилищем, но не каких-то продуктов, подобно бутылкам, блюдам и другой утвари, а самого Духа Божия. Каждый раз, приобщаясь Святых Христовых Таин, человек становиться домом для Святого Духа. А можно ли представить православного христианина, сознательно принимающего в оскверненную грехом, «грязную» душу Святого Духа? Думаю, что нет.

Поэтому так важно для нас очищать свои души слезами молитвенного покаяния, становиться чистым сосудом, святым вместилищем Святого Духа. Но для этого есть Таинство Покаяния, может кто-то возразить. Верно, в Таинстве Покаяния Господь отпускает нам грехи. Но можем ли мы утверждать, что способны идеально отмыть сосуд, являющийся нашей душой? Даже если мы попробуем очистить обычное блюдо, то взглянув на него под микроскопом мы все равно найдем мельчайшие остатки грязи, как бы мы не старались в процессе чистки. Также и наша душа, на которую мы не в состоянии чаще всего взглянуть максимально пристально, «под микроскопом», остается, к сожалению, запятнаной скверной неосознаваемых нами грехов.

«Действительно, самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые продиктовывают греховное поведение. Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними».

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
после великого повечерия
в понедельник первой седмицы Великого поста
в Храме Христа Спасителя)

Только Господь – Сердцеведец знает все наши прегрешения, от самых больших до самых маленьких, ибо и «волосы на голове вашей все посчитаны». И только с Божией помощью у нас есть шанс окончательно искоренить грех из нашей души. Как – спросите вы. В покаянной молитве. В молитве канона святого Андрея Критского. Канона, в котором мы призываем Господа «покаяния отверзть нам двери», дать нам возможность исповедать и, самое главное, осознать все наши многочисленные прегрешения.

Великий пост – время особого покаянного молитвенного делания. Он занимает 1/10 часть года, ту самую десятину, которую Господь еще в Ветхом Завете призывал посвящать Ему. Приходя в храм Божий на молитву мы делаем одолжение не Богу – ни в коем случае. Мы делаем одолжение сами себе, мы сами себе даем шанс все же измениться, услышать голос Божий в своей душе и последовать за ним. «Возьми крест свой и гряди по мне», – говорит Христос в Евангелии. Так будем же достойны в эти святые дни начала Великого поста слов Спасителя нашего и Его Подвига за нас, многогрешных. Откроем свои души для покаянного молитвословия на каноне Андрея Критского и, вспоминая свои согрешения, будем подобно евангельскому мытарю ударять себя в грудь и восклицать:

«Боже, буди милостив мне, грешному!»

 Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев