Покаяние — это и есть перемена ума и сердца человека
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Идет Филиппов или Рождественский пост. Время, когда верующие несколько больше задумываются о своей духовной жизни, сочетая ограничения в пище с молитвой и стремлением хоть немного исправиться, очиститься от грехов. Пост, особенно предпраздничное время – это усиленное стремление очиститься от грехов, а значит прибегнуть к Таинству Покаяния – Исповеди. Нередко при этом у верующих возникают вопросы о времени появления этого Таинства в Церкви и его характере.

Исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». А устанавливает Таинство Покаяния сам Христос, даруя апостолам власть вязати и решити грехи: «имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Иоанн 20:22,23).

Уже в древности к исповеди прибегали в основном перед причастием Святых Христовых Таин – этого требуют церковные каноны. Возглас «Святая святым» в конце Литургии после Евхаристического Канона совершенно ясно дает понять, что Святое Причастие преподается Святым, то есть очищенным от греха, людям. Первые христиане стремились вести праведную жизнь и не грешить после Крещения, но не всем это удавалось и, чтобы соблюсти этот глубоко правильный церковный принцип преступления к Причастию очищенных от грехов людей, была введена исповедь для желающих причаститься. Особая потребность в покаянии возникает в христианской церкви после принятия Императором Константином Миланского эдикта, легализовавшего церковь в пределах восточной Римской Империи. После принятия этого решения, многие стали принимать крещение из числа не твердых в вере людей, которые не имели столь же сильную волю подобно первым христианам и не могли устоять в истине и не грешить.

Первая исповедь чаще всего проводилась в публичной форме, когда перед священником или епископом вслух каялись все, имевшие в этом потребность. Публичное покаяние практиковалось в Церкви до конца 4 века, когда при Константинопольском патриархе Нектарии была отменена должность пресвитера-духовника. К концу 9 века публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Это произошло потому, что общая исповедь, столь благотворная в древние времена, когда строгость нравов и ревность к благочестию были всеобщими, с каждым новым поколением христиан становилась для них все более тягостной. Многие стали избегать ее из-за стыда или скрывать свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для нестойких духом, и врачевство одних обращалось погибельным ядом для других. Во избежание этой опасности и была окончательно утверждена тайная исповедь, которая существует и по сей день.

Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Об особой роли покаяния в жизни каждого христианина говорит нам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«В покаянии человек, осознавая и осуждая свой грех, беря обязательства его преодолеть, отказывается от самого себя или, по крайней мере, от огромной части своей собственной жизни – от привычек, от взглядов на окружающую действительность, на людей, на самого себя. Подлинное покаяние может совершиться только тогда, когда человек преодолевает свое эгоистическое «я» и отвергает то, что еще вчера было для него дорого, значительно, но что не вписывается в систему Божественных заповедей; когда человек осознает противоречие между своей жизнью и Божиим законом».

Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного, однако при ее проведении следует учитывать возраст исповедника.

Святоотеческая аскетика в течение многих веков вырабатывала учение о страстях как источнике греха в душе человека. Святых отцов-аскетов всегда интересовал первоисточник того или иного греха, а не самое уже совершившееся грехопадение. Ибо оно является продуктом глубоко укорененной в нас греховной страсти, которую эти писатели называют иногда «лукавым помыслом» или «лукавым духом». Преподобный Исихий Иерусалимский писал: «Много страстей сокрыто в душах наших, но обличают они себя только тогда, когда являются на глаза причины их».

Грех – понятие религиозное, и применимо оно только к лицам, принимающим христианский закон, исповедающим веру в Бога и в силу этого находящимся в «ограде церковной». Грех – это состояние, относящееся к религиозной нравственности, это непослушание верующего Слову Божию. Разрушительна пагубная сила греха, вводящего человека в духовное заблуждение, о чем свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл:

«Одним из возможных переводов слова «грех» с греческого на русский является слово «промах». Грешить – значит промахнуться мимо цели. И для современного человека, может быть, это понятие греха и является самым важным. Если ты живешь во грехе, ты промахиваешься мимо цели жизни, ты живешь неправильно. А что значит – неправильно жить? Каждый человек хочет быть счастливым. Живя во грехе, ты не будешь счастливым. Ни в этой жизни, ни в вечной жизни».

Грех – это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4). А святой апостол Павел дает такое пояснение: «Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришли заповеди, то грех ожил» (Рим. 7, 7-9).

Таинство Покаяние является одним из 7-ми церковных Таинств и к нему следует прибегать регулярно. Очищение, омытие своей души слезами покаяния несравненно важно для всякого православного христианина. Но необходимо также помнить, что «свято место пусто не бывает», и это значит, что после очищения от грехов, когда видимым образом под священнической епитрахилью, а невидимым властью самого Господа, мы очищаемся от грехов, то все наше естество следует наполнить Богом, восстанавливая таким образом нравственный закон – нашу совесть, которую мы регулярно портим грехами. Очистившись в Таинстве Покаяния и наполнив себя Божественной Благодатью в Таинстве Евхаристии мы полностью соединяемся со Христом и совершаем истинное предназначение земной жизни всякого православного христианина – идем в Небесные Обители, в Царствие Небесное.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев