Мистическое единство Церкви как тела Христова проявляется как единство общин, имеющих единую иерархию и находящихся в евхаристическом общении. Современное общество, как не это не печально, весьма далеко отстоит от религиозного единства. В разных обществах понятие «социальной нормы» различное. Посткоммунистическое общество также изменило свое понятие о нормальном, в частности, перестав смотреть на верующего как на маргинала. Однако главное осталось неизменным: большинство, как и раньше, воспринимает себя в качестве граждан, обязанных следовать в жизни правилам, установленным государством, разделяя (по крайней мере, декларативно) его основные установки, а церковь уже почти 100 лет как отделена от государства, сами же государственные деятели чаще всего проявляют религиозный плюрализм.

Результат — ценностная дезорганизация, чем дальше, тем больше заставляющая современного человека задумываться над созданием своего мира, со своими правилами, языком, системой противопоставлений и т. п. Жесткий дуализм, противопоставление добра и зла удивлять, разумеется, не может. Это противопоставление и не вызвало бы никакой реакции и не привлекло бы дополнительного внимания, если бы в его основе не было бы политического основания.

Профессор Киевской Духовной Академии протоиерей Георгий Соменок пишет: «В связи с такими трагическими явлениями в жизни современного общества, другими отрицательными явлениями социально-общественной и государственно-политической жизни человечества, которое шагнуло в XXI век своего исторического бытия, есть над чем работать человеческому сообществу философов, психологов, политиков, общественно-социальным, государственным институтам, религиозно-церковным организациям и элите общества».

Как правило, в мировоззрении современного человека отсутствует подлинная соборность и экклесиология Церкви в традиционном понимании этих терминов. Основными организационными формами выступают общины изоляционного типа, коммуны, семьи. Безусловно, не следует воспринимать вышеприведенные аргументы как драматизацию современного состояния духовно-нравственной культуры. Процесс деидеологизации, связанный с перестройкой нашего общества, повлиял и на употребление многих устоявшихся понятий и терминов, начался пересмотр их содержания, наполнение новым смыслом.

Понятие «духовное, идеальное» обозначает всю внутреннюю психическую жизнь человека, а не только связанную с его внешней или внутренней приверженностью общинной религиозной жизни. Духовная жизнь человека включает в себя всю гамму сознательно-психической жизни, различные сферы его личной и общественной деятельности. Это и особая настроенность человека на возвышенные идеи, принципы и идеалы жизни. К светским высшим категориям духовности относятся как общественно-гражданские ценности — патриотизм, любовь к Отечеству, народу, так и личные — вера в себя, истину, добро, справедливость, совестливость. Все это — сфера высокой духовности. Отсюда следует, что духовность включает в себя и религиозное, и светское содержание.

В нашем обществе возник определенный вакуум в духовной жизни, который быстро заполняется извращенными представлениями, примитивными предрассудками, антинаучными и псевдонаучными идеями. Распространение и пропаганда религиозного невежества во всех его формах и проявлениях представляет серьезную угрозу духовным, нравственным и социальным ценностям нашего общества и опасность для физического и психического здоровья людей.

Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к «оболваниванию» людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как темных, невежественных людей очень легко обмануть. При этом очень сильно заблуждаются те, кто утверждает, что такое общество деятельно и двигает вперед прогресс. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники.

Современное российское общество потребления уже не руководствуется понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей, сознание которых определяют СМИ и реклама. Одними из самых не популярных проблем нашего общества сегодня являются расслоение на богатых и бедных, рост наркомании, недоступная медицина, ухудшение состояния окружающей среды – эти вопросы российские граждане считают второстепенными.

Нравственное оскудение в российском обществе всегда приводило к плачевным для нашей страны последствиям. Совершая краткий экскурс в историю, можно констатировать, что падение морали каждый раз вносило коррективы в жизнь и быт всего государства. 17 век в России ознаменовался формализмом в отношении религии, бывшей главной основой нравственного закона в русском обществе. Потребительское отношение к православной вере привело сначала к разделению религиозного социума на два противоборствующих лагеря – старообрядцев и никоновцев, а после смерти Петра Великого – к смутным для России временам дворцовых переворотов.

Дальнейшее оскудение морали можно проследить на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где отчетливо были показаны «плоды» излишней приобщенности русского общества к западу: эмансипированные женщины легкого поведения, доступ к наркотикам, отказ от традиционного русского патриархального семейного уклада – обесценивание семьи. Самой жестокой ошибкой российского общества стал отказ от царской власти и попытка заменить ее суррогатом демократического правления в лице временного правительства и большевиков, что вылилось в кровавые события октябрьской революции и гражданской войны.

Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Наше общество деградирует с большим ускорением. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своем народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу мы живем.

Только православная вера в сложившихся условиях может стать реальной опорой готовому в любую минуту поскользнуться и упасть российскому обществу. Церковь должна стать настоящим оплотом для русского человека. В минувшее воскресенье мы праздновали память Патриарха Гермогена, а одним из важнейших достижений его проповеди стало собирание русских людей под знамена православной веры для противления польским оккупантам. Православная вера сегодня, как и во все времена нашей истории, может стать деятельным объединяющим началом нашего общества. Единство Церкви реализуется не только в исповедании истинной веры многими поместными церквами, но в первую очередь в единстве православных людей, в единстве верующего общества.

Определение и стремление к нравственному закону для всего общества сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над пропастью» в условиях высокой социальной напряженности. Для оздоровления российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом, потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной, экономической и политической жизни страны – только таким образом можно будет достичь желаемого результата. И не забыть при этом о духовной составляющей – главной скрепой русского духа.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев